Бизнес для начинающих: как стартовать в своем деле

Начинать собственное дело непросто. Нужно учесть много нюансов, чтобы избежать проблем с контролирующими органами, и самое главное — заработать, а не остаться без денег. Рассказываем, как открыть свой бизнес: с чего начать, что обязательно сделать и о чем не забыть.
26 ноября 2024

Открытие бизнеса: пошаговый план

На пути от мысли «а не открыть ли собственное дело» до начала работы начинающему бизнесмену предстоит:

  1. Тщательно продумать бизнес-идею.
  2. Убедиться, что для открытия бизнеса есть все необходимые знания и навыки.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Найти деньги на открытие.
  5. Зарегистрироваться.
  6. Подготовить все для старта.

Расскажем подробнее обо всех этих шагах.

Бизнес начинается с идеи

Идея для стартапа не обязательно должна быть прорывной и оригинальной. Важно, чтобы она была детально продуманной. Перед тем как регистрироваться в качестве предпринимателя или открывать компанию, нужно ответить себе на три вопроса.

Что я буду продавать?

Для начала важно определиться с нишей, направлением деятельности и, конечно, с продукцией, которую будете реализовывать, или услугой, которую собираетесь оказывать. Если задумка не инновационная и у вас уже есть конкуренты, проанализируйте, чем ваш товар или услуга будет отличаться от тех, что предлагают другие предприниматели. Посмотрите на предложения конкурентов, попытайтесь увидеть, что они делают хорошо, что — плохо, в чем их реально обойти.

Кто будет у меня покупать?

Детально представьте себе целевую аудиторию. Нужно понять, сколько лет потенциальному клиенту, чем он занимается и интересуется, почему его должна заинтересовать ваша продукция или услуга. А самый главный вопрос, на который следует ответить — какую боль или потребность будет закрывать ваш продукт.

Где и как можно продать товар или услугу?

Ответ на этот вопрос частично вытекает из предыдущего. Нужно решить, в каких обстоятельствах целевая аудитория нуждается в вашем предложении, а затем подумать, каким образом сообщить ей о продукте и организовать продажу.

Если получилось ответить на все вопросы и вы понимаете, что, кому и как будете продавать, — идея потенциально рабочая. Можно переходить к следующему шагу.

Свое дело — не для каждого

А только для тех, кто не поленился разобраться в юридических аспектах, финансах, основах управления бизнес-процессами.

Самые важные юридические нюансы для новичка в бизнесе

Перед тем как открыть свое дело, нужно узнать, какие организационно-правовые формы ведения бизнеса бывают, чем они отличаются и для каких ситуаций лучше подходят.

Также начинающему бизнесмену желательно знать основы:

  • гражданского права — понимать, как работает система защиты интеллектуальной собственности (товарных знаков, коммерческих названий) и как правильно оформлять договоры с контрагентами;
  • налогового законодательства — разобраться, какие налоги и сборы нужно будет платить, когда это делать;
  • трудовых взаимоотношений — выяснить, как правильно устраивать сотрудников, чтобы у трудовой инспекции и работников не возникало претензий.

Дополнительно нужно изучить нюансы дела, которым вы планируете заниматься. Например, если открываете кафе — узнайте, что требуют от заведений общепита Роспотребнадзор, Центр гигиены и эпидемиологии и другие надзорные органы. Если будете заниматься рекламным бизнесом — изучите законы о рекламе.

Основы финансовой грамотности для начинающего бизнесмена

Стартаперу безусловно пригодится умение считать и планировать расходы, составлять финансовые модели, а также знание ответов на вопросы:

  • как понять, приносит бизнес прибыль или нет;
  • сколько прибыли можно забирать себе;
  • где искать инвесторов и кредиторов;
  • на каких условиях работать с партнерами.

Еще стоит заранее составить финансовый план на случай, если что-то пойдет не так. Например, если в заведении произойдет пожар или автомобиль с товаром попадет в серьезную аварию. На этом этапе стоит задуматься о страховании бизнеса — предварительно оформленный полис поможет получить крупную компенсацию, покрывающую непредвиденные траты из-за происшествия.

Топ-5 софт-скиллов успешного предпринимателя

Человек, открывающий собственный бизнес, должен хотя бы на базовом уровне владеть «мягкими» навыками:

  • коммуникации — успешно вести переговоры с контрагентами и клиентами;
  • управления персоналом — нанимать, мотивировать и удерживать ценные кадры;
  • кризис-менеджмента —- с холодной головой разрешать сложные и нестандартные ситуации;
  • тайм-менеджмента — вести свое дело так, чтобы успевать все запланированное в рабочее время;
  • делегирования — доверять рутинные задачи профильным специалистам, чтобы заниматься преимущественно развитием бизнеса, а не «операционкой».

Пригодятся и другие soft skills: креативное и логическое мышление, эмоциональный интеллект, навык быстрого поиска и уверенного принятия решений.

Расчеты и анализ — всему голова

Ситуация, когда в бизнесе начинающего предпринимателя все идет не так, как задумано, — не редкость. Иногда это случается из-за того, что молодой бизнесмен не просчитал финансовую модель: не учел все расходы, а доходы прикинул «на глазок». Чтобы не разочароваться в собственном бизнесе на самых ранних этапах, нужно составить бизнес-план. Вот что он должен включать:

  • Описание продукта, его актуальности и перспектив. В этом разделе нужно в деталях расписать особенности товара или услуги, бизнес-модель (как производить, у кого закупать, какие этапы отдать на аутсорс, на чем зарабатывать), оценить актуальность предложения и возможности для развития бизнеса.
  • Анализ рынка. Этот раздел посвятите изучению конкурентов, причем не только прямых, но и косвенных — которые продают другой товар или услугу, ориентированную на решение проблем вашей целевой аудитории.
  • Анализ целевой аудитории. При заполнении этой части бизнес-плана нужно не только понять, кому может быть интересен ваш продукт, но и оценить примерную долю рынка, которую вы можете завоевать.
  • Производственный план и расчет себестоимости продукта. Все просто: нужно оценить все материальные затраты (на закупку сырья, оплату труда, аренду площадей и другие) и понять, во сколько обойдется изготовление одной единицы товара или оказание услуги.
  • План продвижения и смета на маркетинг. Необходимо понять, через какие каналы будет продвигаться продукт и сколько это будет стоить.
  • Финансовый план. Он содержит сумму, необходимую для старта бизнеса, планы разовых, ежемесячных и периодических затрат, а также данные об источниках финансирования на период, пока свое дело не вышло на окупаемость.

Можно найти пример бизнес-плана в сети и сделать по аналогии или обратиться за помощью к профессионалам, например, в местный центр «Мой бизнес», где поддерживают начинающих предпринимателей.

Стартовать в бизнесе можно даже без собственных средств

Не каждый начинающий предприниматель может на свои деньги открыть бизнес с нуля. Есть несколько способов получить средства, необходимые на запуск и раскрутку собственного дела:

  • Привлечь соучредителя или инвестора. Соучредитель — это партнер, который верит в ваш проект, готов разделить с вами затраты и прибыль пропорционально вложенным деньгам. А инвестор — человек, который в обмен на деньги для старта получает долю в бизнесе.
  • Получить грант. Государство и частные фонды готовы поддержать деньгами молодых предпринимателей, стартаперов в IT-сфере и других приоритетных для страны отраслях, начинающих бизнесменов из определенных регионов. Гранты обычно выдают на конкурсной основе, часто — безвозмездно, иногда — в форме беспроцентного займа.
  • Взять кредит. Получить заемные средства на старт бизнеса непросто — банк может запросить подробный бизнес-план, потребовать предоставить залог или привлечь поручителя и даже после этого отказать по заявке на бизнес-кредит. Кроме того, при открытии бизнеса на кредитные деньги важно рассчитать предполагаемые доходы и выяснить, перекроет ли прибыль проценты по кредиту.

Есть и менее популярные способы формирования начального капитала. Например, особая финансовая модель. Она предполагает запуск бизнеса на деньги, полученные в качестве предоплаты по первому заказу. Или краудфандинг — сбор средств через специальные площадки для коллективного финансирования бизнес-проектов.

Есть знания, идея, бизнес-план и деньги — пора регистрировать бизнес

Чтобы легально вести дела, нужно зарегистрироваться как самозанятый, предприниматель или юридическое лицо. У всех форм организации свои особенности, плюсы и минусы.

Самозанятость

Стать самозанятым проще всего — достаточно скачать мобильное приложение «Мой налог», зарегистрироваться, создавать в нем чеки или счета для клиентов и платить налог.

Самозанятость подходит бизнесменам-одиночкам, которые сами производят товары или оказывают услуги. Ограничения для стартаперов с таким статусом:

  • лимит по доходу — он не может превышать 2 400 000 рублей в год;
  • запрет на ведение некоторых видов деятельности — нельзя продавать подакцизные и специально маркируемые товары, заниматься перепродажей любой продукции, добычей полезных ископаемых;
  • отсутствие наемных сотрудников — самозанятый не может нанимать персонал по ТД и ГПХ;
  • сложности с получением заемных средств — так как самозанятые относятся к физическим лицам, им недоступны бизнес-кредиты.

Будучи самозанятым, вы платите небольшой налог (4% с дохода, если работаете с физлицами, или 6%, если с юрлицами) и не ведете налоговую отчетность.

ИП

Такой статус подойдет, если вы хотите продавать товары, но не будете их производить, рассчитываете на годовой доход больше 2,4 млн рублей, планируете нанимать сотрудников.

Плюсы регистрации в качестве ИП:

  • Большой выбор систем налогообложения. Помимо общей системы, предпринимателям доступна патентная (6% от предполагаемого дохода) и упрощенная (6–8% с доходов или 15–20% с прибыли).
  • Быстрый и простой вывод денег. Заработок можно вывести с расчетного счета на бизнес-карту, карту физлица или получить наличными. Учредитель ООО так сделать не может.
  • Нет необходимости вести бухучет. Предприниматели, в отличие от юридических лиц (ООО), не сдают бухгалтерскую отчетность.

Еще ИП доступны кредитные и лизинговые продукты для бизнеса, которые невозможно получить самозанятым.

Минус тоже есть — за долги предприниматель отвечает своим имуществом, даже если оно зарегистрировано на частное лицо. Если бизнес не пошел и ИП остался должен контрагентам, он может лишиться квартиры, машины и других ценностей.

ООО

Такую форму выбирают бизнесмены с большими амбициями или те, кто открывает дело «в складчину» вместе с партнерами, так как у общества с ограниченной ответственностью может быть несколько учредителей.

Этот статус добавляет начинающему бизнесмену головной боли, потому что юридические лица обязаны вести полный бухгалтерский учет и не могут свободно распоряжаться выручкой. Зато по долгам ООО отвечает только имуществом, которым владеет организация.

Изначально выбранный статус бизнеса можно менять: для начала открыть самозанятость, когда доход превысит планку — зарегистрироваться в качестве ИП, а если бизнес продолжит расти — создать ООО.

На финишной прямой к открытию бизнеса

Перед началом продаж своего продукта нужно сделать кое-что еще:

  1. Открыть расчетный счет. Он нужен, чтобы расплачиваться с контрагентами и персоналом, принимать оплату от покупателей и клиентов.
  2. Завести онлайн-кассу. По закону она должна быть у любого бизнеса, за исключением некоторых предпринимателей и организаций.
  3. Застраховать бизнес. Зачем юридическому лицу страховка, мы рассказали в отдельной статье.

Теперь можно вплотную заниматься собственным делом: закупать оборудование и материалы, арендовать помещения, нанимать персонал, договариваться о поставках, налаживать продажи, продвигать и развивать свой бизнес.


Читать далее

Зачем нужна страховка по кредиту и как она работает

Зимние виды отдыха: активный отдых и развлечения зимой

Туристическая страховка путешественников — полис ВЗР страхования

Группа «АльфаСтрахование»

Крупнейшая частная страховая группа в России, по данным ЦБ РФ, с универсальным портфелем страховых услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц. Группа объединяет АО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования». Услугами Группы пользуются более 31 млн человек и свыше 125 тыс. предприятий. Региональная сеть насчитывает 270 филиалов и отделений по всей стране. Надежность и финансовую устойчивость компании подтверждают рейтинги ведущих рейтинговых агентств: ruАAA по шкале «Эксперт РА», ААА|ru| по шкале «Национального Рейтингового Агентства» и AAA.ru по шкале «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР).

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь (только для представителей СМИ):

Мария Карцева
АО «АльфаСтрахование»
+7 (495) 788-0-999, доб. 5858 pressa@alfastrah.ru
Рузанна Манукян
DNA Communications
+ 7 (499) 288-18-14 ruzanna@dnapr.ru
Войти